Анжела Ободзинская в Юрмале
Анжела Ободзинская с дедушкой Володей
Валерий Ободзинский в каракулевой шапке

Альбом воспоминаний

-Немного расскажу о событиях того времени, когда эта фотография была сделана.
На гастролях в г.Казань папа познакомился с директором мехового ателье, который

был его поклонником. Имени его к сожалению, не знаю. Он предложил папе свои услуги.

Папа тогда, увлёкся мехами. Из каждой поездки привозил редкие шкурки: соболя,

лис, выдры... Помню, в шкафу у мамы хранились соболиные шкурки, которые лежали

в специальных пакетах. Очень красивые. Меня к ним не допускали.:) Собирали маме

на гаржетку. Ещё папа привозил шубы. Вообщем, если увлекался чем-то , то от души.:)

Заказывали в этом  ателье, директор которого уже стал другом нашей семьи,

шубы на всю семью.  Замёрзнуть нам точно не грозило :) Сам папа любил носить меха.

Ему тогда сшили шубу из разных кусков, типа пальто. Мама говорит, очень стильно.

Всё шилось на заказ, по последней моде. Папа был в этом щепетилен. На фотографии папа в модняцкой шапке из каракуля (из своей меховой коллекции :).

Примерно 75-й, 76-й год.

-Я с дедушкой Володей (папин отец)

Папа доверил своим родителям меня, но строго спрашивал с них по приезду с гастролей.

Не дай Бог мне было пожаловаться отцу на деда, он сразу гневался...

Папа меня очень оберегал, и если чувствовал хоть малейшую угрозу для меня (по его мнению),

очень нервничал, сразу вспыхивал и был очень суров с обидчиком.Я жалела дедушку

и очень любила. Но однажды был такой случай.Дедушка пришёл ко мне в комнату,

и стал жаловаться, плакать, говорил,что он скоро умрёт.

Видимо был в некой меланхолии :) Но я не на шутку напугалась,толком ничего

не поняла и переживала. И я рассказала отцу о своих переживаниях и тревогах,

когда он пришёл ко мне. Папа всегда укладывал меня на ночь, приходил,

гладил мне спинку, говорил что-то ласковое. Вообщем он выслушал меня, успокоил,

сказал, чтобы я ничего не боялась, что всё будет хорошо... И вышел... А из комнаты

я услышала, как папа ругается с дедушкой. Папа был в бешенстве... Очень грубо

разговаривал с ним, говорил, чтобы тот не смел пугать ребёнка и вообще, чтобы уезжал в Одессу..

Они даже подрались.. Я вообще не поняла что случилось. В чём был виноват дедушка? И совсем не ожидала такой реакции от отца.. Я думала,что папа поможет деду, ведь тот такой несчастный, плачет. А тут.. Получилось всё наоборот.. И я чувствовала себя виноватой, что это из-за меня..

У папы с дедом Володей вообще были своеобразные отношения. Папа часто сердился на него. Я знала, что дедушка побаивается отца. И я частенько манипулировала этим :) Если дед меня наказывал или кричал на меня, я заявляла: "Вот папа приедет, я ему всё расскажу"! Я думаю у папы была обида на дедушку. После войны, когда папа был ещё маленький, он видел как дедушка не раз поднимал руку на бабу Женю. Может не мог простить ему это.

Папа всегда жалел свою маму, и относился к ней очень трепетно, с нежностью. А с дедушкой был очень строг.:)

А я с того времени перестала делиться своими переживаниями (если это касалось дорогих для меня людей) с отцом. Опасалась его реакции...

-Я расскажу о событии, которое произошло в это время. Примерно 61-й, 62-й год.

Папа с мамой познакомились в марте. Всё это время папа звонил, каждый день пресылал теллеграммы с признаниями в любви. Я видела эти теллеграммы, письма. Целая гора писем, прекрасных писем... Папа писал как поэт, невозможно было не влюбиться. К сожалению, всё сожжено сгоряча... В мае папа пригласил маму приехать к нему на майские праздники, на 3 дня. У него были в г. Караганда концерты, работал почти целое отделение. Мама в то время жила у своей тёти в Иркутске, где они с папой и познакомились. Она там училась в институте. И вот мама рассказала тёте Симе, что Валерий пригласил её приехать. Ни сразу конечно отпустили... Все отговаривали.. Всё-таки гастролёр! Но потом, прочитав маме лекцию, как подобает вести себя порядочной девушке, тётя Сима всё таки дала добро.. Папа встретил маму в аэропорту и сразу говорит: "Выходи за меня замуж." Ну мама конечно: "нет", вообщем кокетничала:). "Так интереснее!" И вообще она рассказывала, что когда снова увидела его в аэропорту, то разочаровалась Папа ей показался маленьким, не симпатичным. В сравнении с мамиными кавалерами! Стала уже жалеть, что приехала. А поздно... Но потом, в общении с папой, она снова влюбилась конечно.:) Папа был необыкновенно обаятелен, галантный, остроумный, всегда был внимателен к ней и очень нежен, и так было всегда и после свадьбы. Папа был не по своим годам зрелый мужчина. Об этом (подробнее) расскажу позже.. Вообщем встретились. Вечером концерт. А после... В номере гостиницы отмечали встречу. Папа и несколько человек из коллектива устроили свой концерт. Папа пел и играл на контрабасе, ребята аккомпанировали. Папа пел итальянские песни. Элвиса Пресли, Битлов.

Концерт папы в клубе, в г.Одесса. Гитара - Валерий Гольберг. 20 июля 1960 год.

Слева- Валерий Гольберг (гитара), Эмиль Зубок (аккордеон), папа за контрабасом. 1961 год.

И периодически он умело раскручивал контрабас вокруг своей оси. И пел: "Тюли, фули, Тюли, фули" ....:)) Папа был поклонником Битлз, Элвиса Пресли. Исполнял много песен из их репертуара. Однажды даже, в школьный период, переделал свои костюмы, в том числе и школьный костюм, пиджак, под Битлов. В стиле Битлз.

Пообрезал воротник, запахнул и приделал пуговицу. Баба Женя, когда увидела это была в шоке, вообщем попало ему... Да, ещё папа носил модняцкую причёску. Волосы подкрашивал блондином и взбивал в кок. Не представляю, как ему это удавалось...:) Такой стиляга :)

Это я... Город Юрмала.

-Помню случай там интересный приключился... Каждое лето мы, с папой и с мамой,на своей машине

ездили отдыхать на море. Папа естественно за рулём. В то время у нас была машина Жигули,

белого цвета, Папа любил водить машину и был прекрасным водителем. Это отмечали все

наши знакомые, ну скажем большинство.. Мама говорит, что с папой было приятно ездить,

Он вёл уверено и спокойно.А мне с папой всегда было спокойно... Обычно маршрут нашего

путешествия был такой: Сначала Одесса, через Киев. В Киеве мы останавливались

в гостинице на ночь. Папа отдыхал. Утром снова в путь... И в Одессе мы отдыхали

месяц, у бабы Жени. Потом... В круиз на теплоходе, недели на две, бывало 10 дней круиз.

А потом ехали на гастроли с папой. Сочи... Ялта.. и др. Каждый раз по разному.

И так до сентября, бывало до октября.  В этот раз мы направлялись на машине

в г.Юрмала, в отпуск, отдыхать.Это был единственный, первый и последний раз, когда

мы ездили в этот город! Конечно сказочный город! Особенно в сравнении с Союзом - экзотика...

Я сидела на заднем сидении, как обычно, мама с папой впереди. Магнитофона в самой машине

не было и мы возили с собой маленький кассетник.Ехали с музыкой :) По дороге мы всегда

останавливались в каком-нибудь отеле, отдыхали, гуляли по городу. Останавливались в разных кафе,

которое приглянулось. Это было потрясающе!!! Ярко и интересно.. Бывало останавливались на природе, на травке, если понравилось место. В Юрмале мы жили в шикарной гостинице. День наш проходил примерно так: С утра вставали, завтракали, потом шли на пляж. После... Обедали и отдыхали. Тихий час, так сказать... Такой был режим.

А вечером выходили гулять по городу. В Юрмале жили некоторые музыканты из коллектива (муз-го).

Они нас сопровождали, показывали город. Вообщем, всё было бы ничего... Одно обстоятельство очень раздражало, расстраивало. Кушали мы в нашей же гостинице. И каждый раз, когда приходили в ресторан сами, то нас очень плохо обслуживали. Плохое было к нам отношение со стороны обслуживающего персонала. Сначало приносили приборы, через 20 минут воду, ещё через 20 салфетки поставят. И на все обращения к официанту, он махал руками, что не понимает по русски. Вообщем откровенно издевались... Поэтому мы старались ходить в ресторан вместе с ребятами, местными музыкантами (и тогда нас обслуживали нормально), а потом и вовсе перестали туда ходить, ходили в другой ресторан. Но всё же папу это расстраивало и настроение у него уже было не очень хорошим. Видимо в душе у отца остался непрятный осадок... От такого "гостепреимства", "доброжелательного" приёма. А следом ещё одно происшествие... В один из наших дней, как обычно после завтрака мы пошли на пляж. На пляж надо было идти через лес. Сосновый бор. Мы прошли лесом, расположились на пляже. Мама загорает, а мы с папой играем в бадминтон. А я всё время что-то трогаю, чешу на своей спине под лопаткой. Чувствую, что мне что-то мешает. Мама заметила, подошла и посмотрела на мою спину.. Ничего не сказала. А я трогаю и трогаю и не могу оторвать нечто. Смотрю идёт папа, посмотрел, стал дёргать. Мне больно... Они с мамой уже всё поняли. Я спрашиваю - "что там?" Папа говорит - "ничего особенного, ничего страшного."
А сам я вижу напуган... И тут папа начинает меня кусать. Он как оказалось высасывал клеща и выплёвывал.. И ему это удалось. Клещ вышел весь. Тут же побежали в медпункт.. Там сказали, что мы всё сделали правильно и вовремя. Ещё спросили, не глотал ли он. Слава Богу нет! Но папа бедный, не на шутку перепугался тогда... Это оказалось последней каплей. "Быстро в Москву! Ни минуты здесь больше не останемся!!!" - сказал отец. Тут же договорился, чтобы нам сделали билеты на самолёт. И утром, первым же рейсом отправил нас с мамой в Москву самолётом. А сам сразу же выехал следом на машине. Мы с мамой прилетели, отдохнули, и уже собирались ко сну. Отца ждали поздней ночью, под утро. И вдруг папа приезжает!!! Мы обалдели.. Вот радости было! Никто не ожидал.. В 9 часов вечера! С такой скоростью гнал он оттуда:) Говорил, ехал без остановок.. Вообщем запомнилась нам всем эта поездка :)

-Сразу после моего рождения папа перевез в Москву из Одессы своих родителей.

И когда родители уезжали на гастроли, я оставалась с бабушкой Женей и дедушкой Володей.
Зато летом я ездила с родителями на гастроли. Три месяца вместе!!!

Маршрут начинался с Одессы. Ехали на машине, папа за рулем – кстати, водил он хорошо,

мягко, уверенно. Мы добирались до Одессы, где на месяц снимали дачу.

Дальше начиналось самое интересное -

круиз на теплоходе. Потрясающе, незабываемо!

Утром после завтрака шли загорать на палубу,

где располагались бассейны для взрослых

и для малышей. Если хорошо нырнуть, можно было

увидеть в окошки бара, как родители пьют кофе.

Я обожала нырять и махать рукой маме с папой.

Азартный отец любил игровые автоматы, у однорукого бандита мог  простаивать часами. Вечерами папа выступал в музыкальном салоне.

Дальше мы направлялись в Сочи или Ялту, в зависимости от того, где у папы  был запланирован концерт.

-Ясно всплывает картинка. Мне лет шесть, папа на гастролях, и я, скучая по нему, слушаю на проигрывателе его пластинку с песней «Анжела». Слышу, мама говорит по телефону, потом заходит в мою комнату с улыбкой и обещает: «Папа приедет завтра». Я счастлива. Скорей бы завтра!
И вот звонок в дверь. Сердце готово выпрыгнуть из груди. Бегу к папе, бросаюсь к нему на шею. Я так соскучилась! Сколько лет прошло, а отчетливо помню свой восторг, запах терпкого парфюма, родной, успокаивающе-мягкий голос. После обеда мы разбираем чемоданы. Папа, как всегда, навез кучу всего! Маме - обувь, драгоценности в красивых коробочках. Помню, привез и мне золотой кулончик на цепочке с моим знаком зодиака Близнецы. В другой раз подарил золотые сережки с жемчужинками: пришлось проколоть уши, хотя я очень боялась. Ну и много разного - игрушечную посуду, большую куклу, почти с меня ростом. Во дворе потом подходили, рассматривали, просили потрогать. Отец был щедрым, любил баловать семью. Маме часто дарил подарки сюрпризом - спрячет коробочку с украшением и загадочно улыбается: «Котик, угадай, где твой подарок?» И они играют в «горячо-холодно». Когда мама находила заветное

место, столько было радости! Папа знал, как угодить любимой женщине.

-Когда я родилась на вершине популярности была итальянская песня Аngela, которая очень нравилась папе. Так я получила свое имя. А еще папа, сотрудничавший с Леонидом Петровичем Дербеневым, попросил его написать к этой музыке русский текст – получилась необыкновенной красоты песня.
К тому времени папа уже был знаменит. Уже звучали «Восточная песня», «Эти глаза напротив» , «Анжела», «Что-то случилось», «Золото Макены» - звуки этих песен доносились отовсюда. За билетами «на Ободзинского» в Театр Эстрады выстраивались очереди аж до Садового кольца.
Папа хорошо зарабатывал. Они с мамой даже могли позволить себе личного портного: родителей обшивал известный в столичных кругах модельер Алик Зингер. Он разрабатывал интересные модели, к примеру, сшил папе пальто с натуральным меховым воротником и меховыми вставками, маме – серо-голубое, в пол, с муфтой. Многие из концертных костюмов отца тоже были «от Алика». Помню рубашки с жабо - необычные, стильные, элегантные.
Папа всегда выглядел холеным, подтянутым. В вопросах внешнего вида он отличался щепетильностью: всё должно быть свежим, чистым, отглаженным. Конечно, за этим следила мама. Когда родители шли по улице, прохожие оборачивались вслед: такая красивая пара! Лишь потом узнавали популярного артиста.

Песню" Олеандр"папа всегда исполнял на юге на гастролях .И часто пел ее набис. У меня с ней свои воспоминания,ностальгия.. Когда слышу ее сразу возникают ощущения и картинка -лето,море,теплый вечер,концерт папы и его голос...Бывало он пел на открытых площадках и голос летел ,охватывая все пространство вокруг.и Запахи цветов.